На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

"И вновь об инновациях..."Кошляк Жанна Ивановна, учитель начальных классов первой категории, Хакасия, г. Абаза, МБОУ "АСОШ № 50"

Хотя мы все практики, но я, лично, не могу обойтись без философии в рассмотрении данного вопроса. В настоящее время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Он больше не звучит как антипод традиции. Скорее инновация базируется на традиции в обязательном порядке. Чтобы наглядно показать суть его, хочется сравнить разные отрасли. Например, в отрасли  экономики «инновация» это воплощение научного открытия, некой супер-технологии, которая привела бы к получению высокой прибыли здесь и сейчас. Наша же педагогическая инновация не столь однозначна. Педагогическая инновация это воплощение методического тактического хода (открытия), внедряемая здесь и сейчас, систематически или эпизодически, но которая может привести к положительному педагогическому результату или эффекту через достаточно длительное время, не здесь и не сейчас.

 

Многие отечественные ученые педагоги из-за этого ставят педагогическую инноватику в ряд рискованных и непрогнозируемых областей. И лишь в стандарте образования последнего поколения сделан еще один заход, который мог бы помочь в оценке вводимых инноваций.

 

Он заключается в том, что впервые в отечественной практике в проекте стандарта сделана попытка описать планируемый результат и оценить необходимые для его достижения условия.

 

Работая в начальной школе мы, практики,  ориентируемся на идеи модернизации образования, согласно которым цель образования  связана с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, обеспечением их эмоционального благополучия; развитием ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром, с собой; сохранением  и поддержкой индивидуальности каждого ребенка.

 

Коллеги обучают по новым учебно – методическим комплектам, основанным на принципе проблемного развивающего обучения, а я  работаю по традиционной программе, но интуитивно осознала давно, что наряду с традицией, конечно, нужно применять инновации, т. е. применять методы, которые способствуют  наибольшему развитию ребенка, его природной любознательности, пытливости.

 

Включаю в свою работу основные инновационные моменты, которые помогают получить положительный педагогический эффект, что называется здесь и сейчас:

 

•        Введение в образовательный процесс развивающих проблемных заданий через игровую технологию

 

 •        Продуманная  дифференцированная работа внутри класса в зависимости от ученической типологии

 

•        Яркая наглядность

 

•        Моделирование     и трудотерапия

 

Традиционной схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, услышал, но прослушал всё упорнее противостоит  реальный тезис инноваций, который гласит:  ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю в любом интеллектуальном состоянии и наличии любой степени школьных навыков.  

 

Немного о дифференциации.

 

Внутренняя дифференциация, которая учитывает типологические особенности учащихся  осуществляется практически на каждом уроке. Она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности.  Способы внутренней дифференциации:

 

1.                  содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается и они догружаются типичным по трудности заданием ещё;

 

2.                      содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

 

3.                    задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ );

 

                    4.      единственное, что не идёт в классе коррекции – это предоставление  самостоятельного  выбора  одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего   1-2 ученика могут выбрать адекватно по трудности и объёму, остальные схитрят)

 

В игровой модели учебного процесса, как инновационной единицы создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

 

Ребята действуют по игровым правилам.

 

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-   познавательный результат.

 

            В арсенале есть игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

 

Я считаю, что какое бы ни было, проблемное обучение (системное) или проблемное обучение (эпизодическое), где учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

 

Ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»  и др.).

 

Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия, а это есть высокоэффективная инновационная находка.

 

Моделирование и трудотерапия.

 

Специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. (Мы все знаем, чем умнее рука-тем умнее ребёнок) Как раз в  младшем нежном  школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, трудовая и экологическая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

 

Целенаправленные занятия по формированию мышления через конструктивно-технологический способ  существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

 

Не случайно бытует высказывание, что ОБРАЗОВАНИЕ и есть инновация само по себе.

 

Каждый день, обучая и обучаясь, мы качественно изменяемся…)))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх