Елена Попова предлагает Вам запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»
Вы хотите запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ольга Пастухова
Елена Попова
Очень интересно. А, главное, своевременно.
Елена Попова Отделка дверных проемов своими руками. Советы мастера
Людмила Сабурова
я-то знаю про очередь
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
Людмила Сабурова
и чего это я раньше не заглянула, приз охотааа
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
uliana karacos
Спасибо!
uliana karacos Дизайн мансарды
Людмила Сабурова
Людмила Пилипцова
Людмила Сабурова
Алина
очень хорошие советы!!!!
Алина 10 советов, как научиться рисовать
Елена Попова

Формирование экологической культуры подрастающего поколения

развернуть

Шарипова Римма Анатольевна,


педагог дополнительного образования,  Городской детский эколого-биологический центр, город Казань, Республика Татарстан


 


У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема охраны окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают окружающий мир. Учитывая социально-педагогические и психологические особенности детей, мною разработана и апробирована в течение пяти лет экологическая образовательная программа «Естествознание с основами экологии». Она базируется на трех базовых технологиях: личностно – ориентированной, игровой и проектной, которые обеспечивают комфортные и безопасные условия развития личности учащегося, его самореализацию и социализацию. Программа включает в себя различные формы и методы обучения как традиционные (беседа, рассказ, диспут, чтение экологических сказок),  так  и активные (викторины, конкурсы, ролевые игры, опытническая и исследовательская работа, экскурсии, участие природоохранных мероприятиях, экологическое моделирование и другие).  Занятия носят развивающий характер и строятся на взаимосвязи теории и практики. При работе с детьми учитываются современные проблемы, связанные со здоровьем школьников. Программа учитывает и то, что в объединение приходят дети очень  разные. Мотивация  выбора объединения у всех разная, но цель одна - проявить себя, реализоваться. В моей работе можно выделить условно три этапа для достижения результативности:


1.Формирование интереса к экологии и охране окружающей среды.


 Этап начинается с диагностики способностей, интересов, навыков самоорганизации. Формы диагностики обычные: анкетирование, тестирование. Диагностическая карта ребенка регулярно пополняется новыми сведениями, анализом динамики развития личности. На этом этапе важно найти оптимальные варианты работы с детским коллективом, которые бы сплотили и подружили обучающихся. Это: праздники, чаепития, экскурсии, игры на свежем воздухе.


2.Выявление и развитие творческих способностей обучающихся.


Каждый кружковец может попробовать себя в разнообразных видах деятельности и определиться с будущими интересами, в том числе и профессиональными. Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях экологического содержания. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является опытническая и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.   На этом этапе важно привлечь учащихся интересной информацией, вызвать стремление к активному поиску. Это развивает логику и мышление учащихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности.


3.Формирование у обучающихся активной жизненной природоохранной и природосозидательной позиции, практической экологической деятельности.


   В основу экологического воспитания должен быть положен принцип деятельности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Экологическое воспитание побуждает учащихся принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Только при условии, что у обучающихся будет богатый опыт личностно- значимой практической природоохранной деятельности, можно быть уверенным в том, что они будут готовы принять активное участие в решении экологических проблем, стремиться самим исправить что-либо вокруг.


Использование всех форм экологического воспитания при ознакомлении с природой способствует интеллектуальному развитию детей, формированию экологического мировоззрения и в конечном итоге экологической культуры подрастающего поколения.


Я уже много лет работаю в системе дополнительного экологического образования. Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой цель: изменить отношение детей к нашей страдалице – Природе. Взрослых трудно перевоспитать, а вот детей можно воспитать экологически грамотными, надо только раскрыть их души, вложить туда доброту и любовь, научить их думать и сопереживать природе.  Только так мы сможем что – то изменить в будущем. Для того чтобы к детям пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо их  научить видеть прекрасное,  когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель, жужжит пчела или заливается соловей. Нужно донести до сознания детей, что мир хрупок и неповторим в своем многообразии и красоте. Мы – часть природы и целиком зависим от нее. Все, что нас окружает, имеет право на жизнь: паучок на ажурной паутине, гусеница на зеленом листе, журавль в синем небе, щука в глубокой реке, старый дуб, переживший столетия.


Я хочу и могу учить детей понимать и уважать законы природы. Но нас педагогов – экологов не так уж и много. Невозможно донести нам до всех того, чего хотелось бы. Но все же, очень надеюсь, что хоть наше малое зерно в помощь природе обязательно даст благодатные всходы.


Опубликовала Римма Шарипова , 23.06.2012 в 16:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Блог
пока ничего нет