Елена Попова предлагает Вам запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»
Вы хотите запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ольга Пастухова
Елена Попова
Очень интересно. А, главное, своевременно.
Елена Попова Отделка дверных проемов своими руками. Советы мастера
Людмила Сабурова
я-то знаю про очередь
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
Людмила Сабурова
и чего это я раньше не заглянула, приз охотааа
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
uliana karacos
Спасибо!
uliana karacos Дизайн мансарды
Людмила Сабурова
Людмила Пилипцова
Людмила Сабурова
Алина
очень хорошие советы!!!!
Алина 10 советов, как научиться рисовать
Елена Попова

Работа с одарёнными детьми в студии «Основы дизайна» (из опыта работы) Лескина Т.Б, педагог дополнительного образования

развернуть

                                                          Работа с одарёнными детьми в студии «Основы дизайна»
Задачи педагогов дополнительного образования - выявить и развить способности в доступной и интересной детям деятельности.

Первоначально в студию декоративно-прикладного творчества приходят заниматься дети с разной мотивацией и различного уровня способностей. Моя задача, как педагога, заинтересовать детей своим предметом - «основы дизайна», помочь им развить эти способности. Причём некоторые дети могут проявить себя  с первых же занятий, другим же, наоборот, для реализации своего творческого потенциала нужно довольно длительное время. Я стараюсь никого из ребят не выделять, не ставить в пример другим, на равных условиях привлекаю их к участию в  выставках и конкурсах. С самого первого занятия, давая простейшие задания, начинаю вести наблюдение за каждым ребёнком индивидуально, стараюсь подмечать, что у данного конкретного ребёнка получается лучше, а на что мне стоит обратить внимание.

Образовательная программа по направлению «основы дизайна» под названием «Калейдоскоп фантазий» построена по принципу «от простого к сложному» и нацелена на формирование образного мышления, развитие творческого потенциала ребёнка. Именно поэтому большинство тем и заданий программы являются творческими - начиная от несложных заданий-упражнений до создания больших творческих проектов. Я постоянно ориентирую детей на то, чтобы каждая работа (даже если они выполнены по одной и той же теме) была по-своему неповторима, индивидуальна  и достойна того, чтобы быть представленной на той или иной тематической выставке, очень часто повторяю фразу «я не ограничиваю вашу фантазию».

Считаю, что в системе дополнительного образования должны работать только творческие педагоги, которые сами не стоят на месте, постоянно совершенствуются. Думаю, что себя я смело могу причислить к этой категории, т.к. я не только постоянно занимаюсь самообразованием, но и часто принимаю участие со своими творческими работами, выполненными в разных техниках, в различных выставках в городском музее современного искусства, участвую в конкурсах разного уровня, общаюсь со многими творческими людьми, как в нашем городе, так и в других городах и странах посредством Интернета. Я интересуюсь различными видами изобразительного и декоративно- прикладного творчества, сама посещаю выставки, привлекаю к этому детей, осваиваю новые технологии, создаю новые образы и предлагаю их детям в качестве образцов для выполнения. Таким образом, у детей появляется стремление создавать свои неповторимые образы и каждый раз узнавать что-то новое и интересное.

В течение многих лет, помимо основной работы, я участвовала в работе творческой группы «Вдохновение», которую организовали в 2002 году несколько творчески активных педагогов нашего коллектива. Основная тема, которую педагоги из разных студий выбрали для  изучения, была - «Работа с одарёнными детьми». В составе творческой группы «Вдохновение» я  активно включилась в исследование проблемы детской одарённости. Первоначально выявление одарённых детей осуществлялось путём наблюдения, сравнения, участия детей в конкурсах, выставках, конференциях, творческих мастерских. Первое большое коллективное мероприятие, которое провели педагоги в составе творческой группы «Вдохновение»- была научно-практическая конференция, организованная в апреле 2002 года. Для участия в конференции были выдвинуты одарённые дети от каждого педагога; учащиеся театр-студии подготовили свои выступления, а ребята из изостудии и студии декоративно-прикладного творчества подготовили персональные выставки своих творческих работ (в то время я вела группы объединения «макраме»), которые служили яркой иллюстрацией к их научным выступлениям. На конференцию были приглашены представители средств массовой информации, различных молодёжных организаций, по итогам конференции все участники были награждены ценными подарками, а Комитет по делам семьи и молодёжи предоставил нашим ребятам путёвки в ВДЦ «Океан» (г. Владивосток)  На следующий год работы в состав творческой группы вошли ещё несколько педагогов из других студий и объединений, и заключительным мероприятием года решено было сделать Форум для одарённых детей под названием «Синяя птица». Во время работы I Форума (15.04.2003) по каждому направлению были организованы творческие мастерские, во время работы которых ребята самостоятельно, без помощи педагогов, выполняли творческие задания повышенной сложности, задания разрабатывали сами педагоги. Творческая мастерская объединений макраме (педагог Лескина Т.Б.) и вязания (педагог Снегирёва И.В.) была организована по созданию декоративных украшений, также были организованы персональные выставки участников Форума.  Для оценки выполненных работ было создано независимое жюри, состоящее из художников города, педагогов других образовательных учреждений и ЦДТ, параллельно на Форуме работало детское жюри, в состав которого входили дети- участники научно-практической конференции 2002 года. По итогам работы I Форума основным составом жюри был выбран один победитель по каждому направлению, детское жюри также отметило ещё по одному участнику, остальные ребята были награждены дипломами участников Форума. Данная форма работы была признана всеми педагогами творческой группы очень эффективной, и было принято решение сделать Форум «Синяя птица» ежегодным. Задания творческих мастерских каждый год менялись и усложнялись, к участию в Форуме привлекались и другие педагоги, не входящие в состав творческой группы, менялось руководство группы. Постепенно, в процессе работы,  мы пришли к выводу, что на каждого одарённого ребенка необходимо завести диагностическую карту, и в течение нескольких лет не просто отслеживать, но и фиксировать результаты и достижения наших детей. Диагностическая карта заключала в себе: фото, характеристику на ребёнка, анкеты с вопросами, мини-сочинения детей, обработку  тестов, фото  выставочных работ,  копии дипломов и перечень выставок и конкурсов, в  которых участвовали выявленные одарённые дети. Каждый год данные диагностических карт пополнялись, заводились новые карты на вновь выявленных одарённых детей.

Время шло, дети вырастали, заканчивали обучение в студии, мои группы объединений макраме и изобразительного творчества были преобразованы в студию «Основы дизайна», с изменением целей обучения немного изменилась и работа с одарёнными детьми. Диагностические карты были заменены картами достижений, название которых говорит само за себя.  Ежегодно мои ребята принимали участие в Форуме «Синяя птица», задания творческих мастерских постоянно изменялись- то это была подготовка и защита творческих проектов, то творческая мастерская по созданию и оформлению декоративных шкатулок, выполненных в технике папье-маше; то роспись по стеклу и др. В ежегодном Форуме «Синяя птица» участников стало намного больше, т.к. к основному составу творческой группы присоединились и другие педагоги со своими учениками, желающими  показать свои способности. Сложилось так, что в последний раз учащиеся студии «Основы дизайна»  приняли участие в  Форуме для одарённых детей «Синяя птица» в 2009 году. Была организована творческая мастерская под названием «В мире пёстрых крыльев»; работа по созданию украшений для интерьера (декоративных бабочек) продолжалась в течение двух дней. Во время подготовительного этапа девочки сами разработали эскизы бабочек, нанесли рисунки  на ткань и обработали резервом в соответствии с рисунком. В первый день работы творческой мастерской Форума расписали бабочек в технике «батик», а на второй день украшали их декоративными деталями и объёмными контурами, превращая бабочек из плоских изображений в оригинальные предметы интерьера.  Участвовали в работе творческой мастерской 6 человек, победителем стала Малина Тоня,13 лет, остальные участники получили дипломы участников Форума. Фотографии работы данной творческой мастерской и подробное описание я выкладывала в одном из творческих сообществ на просторах Интернета, получила большое количество положительных откликов от интересующихся людей.

Как уже было сказано выше, со временем я пришла к тому, что на каждого одарённого ребёнка стала заводить карту достижений. Первые такие карты на своих одарённых ребят я завела в 2008 году. Карты включали в себя фото и краткую характеристику ребёнка, перечень выставок и конкурсов, который ежегодно пополнялся, фото творческих выставочных работ и копии дипломов различных выставок. Таким образом, можно было проследить, как развивались способности ребёнка, осуществлялся ли его творческий рост или же в творческой деятельности образовывался застой или даже прослеживалось полное «затухание одарённости» - ведь не секрет, что возрастной подростковый кризис одарённых детей часто сопровождается кризисом одарённости. В 2009 г карты достижений я дополнила творческим упражнениями, ребята осваивали технику «монотипия» и из получившихся отпечатков требовалось дорисовать какой-либо рисунок и дать ему название, в 2011 году я изучила и применила на практике тест креативности Торранса, результаты проведённого теста также были включены в  карту достижений. Ну и, конечно же, у каждого  одарённого ребёнка в карте достижений большое количество дипломов с выставок и конкурсов разного уровня. Сейчас я, как и прежде, продолжаю работу  по выявлению одарённых детей, стараюсь не только привлекать их к участию в конкурсах и выставках, но и поощрять их по мере возможности. А совсем недавно новое руководство творческой группы «Вдохновение» предложило мне вновь активно включиться в работу группы. А т.к. Форум уже вышел за рамки ЦДТ, привлёк к участию школы города, то мне предстоит разработать задание творческой мастерской по декоративно-прикладному искусству. Предложение интересное - наверное, возьмусь!


Опубликовала Татьяна Лескина (Самоделкина) , 04.04.2012 в 06:22
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Блог
Приглашаем в студию VIDEOPRO
Елена Попова 31 авг, 13:20
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Полюбите будущее – крылья вырастут»
Елена Попова 7 май, 06:43
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Атлас новых профессий в образовании
Елена Попова 18 янв, 17:22
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0