Развитие креативного мышления и специальных технологических навыков и умений

Сегодня можно считать доказанным, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются не только в науке, но и на производстве, лучше осваивают и выполняют свою работу, приносят больше пользы. Но разве творчеству можно научить?

Учащиеся учатся владеть различными инструментами, аккуратно выполнять различные операции, само по себе это прекрасно, но не следует забывать, что главный «инструмент» человека все-таки голова. И в первую очередь нужно учить работать ею. Но как?

... Как придумывают новое? Откуда берутся идеи новых произведений искусства?

В работах психологов, ученых описывается приблизительно одно и то же: человек, встав перед сложной проблемой, постоянно думает, перебирает варианты, пробует, ошибается и, наконец, находит. То есть, человек решает любую проблему методом проб и ошибок.

В наше время общее ускорение темпов жизни требует ускоренного совершенствования процесса нового, массового обучения творчеству.

Для создания нового требуется сочетание знаний и воображения. Знания накапливаются всю жизнь: школа, институт, практическая работа, обилие видео- и аудиоинформации.

А воображение?

Французский психолог Рибо в начале ХХ века пришел к выводу, что воображение сначала с возрастом растет, быстро достигает максимума, а потом падает. Сегодня этот максимум - 12-14 лет.

Стараясь как можно лучше подготовить учащегося к будущей взрослой жизни, мы перегружаем его знаниями, которые в целях экономии времени даем в готовом виде, как набор аксиом. Воображение при таком обучении лишь мешает, и его не только не развивают, а стараются «задавить». Любая способность атрофируется, если ее не тренировать.

А потом удивляемся тому, что знания лежат мертвым грузом, что вчерашний отличник не справляется с работой, требующей самостоятельности, инициативы, креативности ...

Можно с уверенностью утверждать, что творческое обучение способствует обострению интереса ребят любого возраста к занятиям.

Но, возможно, еще важнее другое.

А.С.Макаренко показал, каким прекрасным воспитательным средством является труд, но не любой труд: однообразный, без ясной цели, а именно творческий.

Задачу внедрения творчества в жизнь ребят выдвигают многие. Но возникает вопрос: как сделать, чтобы работа была творчеством?

Остановлюсь отдельно на проблемном обучении, основная идея которого заключается в том, чтобы не просто рассказать или показать учащимся что-то новое для них, а помочь им самим «открыть» для себя это новое.

Конечно, для того, чтобы учащимся легче было достичь желаемого результата, необходим алгоритм решения творческой задачи. Но иногда достаточно и маленького намека на ход решения и достигается просто поразительный результат.

Удивительно то, что учащиеся сами наталкивают нас на изучение нового, следуя своим интересам и веяниям современности. Они сами подскажут вам, что их больше интересует, в какой технике им хотелось бы работать. Задача учителя – быть максимально внимательным и мобильным, самому не бояться учиться, впитывая как губка, новые технологии. Если возникают какие-либо трудности в диагностике способностей учащихся на ранней стадии, можно обратиться за помощью к школьной психологической службе, хотя можно использовать тесты на креативность («дорисуй картину» или  «на что похожа клякса»). Чтобы достичь лучших результатов в развитии самостоятельности и креативности, создать для учащегося ситуацию «успеха», я использую в работе метод творческого проектирования.

Метод творческого проектирования является устойчивым основанием для обеспечения практического применения знаний учащимися, мощным стимулом для развития креативности, самостоятельности, а также приобретения дополнительных технологических умений и навыков, знаний и умений по менеджменту.

Творческий проект – это самостоятельная работа ученика под руководством учителя. Она может состоять из различных частей. Специальных разделов, рисунков, контуров. Технологических карт по изготовлению изделий, маркетинговых исследований, исторических справок. Также в процессе изготовления изделий могут применяться экономические и экологические доказательства, решения. Каждый ученик должен уметь обосновать и защитить свою работу по творческому проекту в присутствии учителя и учеников.

Цель проекта всегда должна быть направлена на создание готовых изделий повседневного спроса.

У учащихся при выполнении данного вида работ вырабатывается  целый ряд умений и навыков:

•        Анализ и синтез идей

•        Выбор оптимального варианта

•        Выбор материала

•        Выбор инструмента и оборудования

•        Организация рабочего времени

•        Разработка технологии выполнения изделия

•        Коррекция

•        Оформление

•        Самоконтроль

•        Менеджмент

•        Расчет стоимости изделия

•        Защита проекта

Удобна данная инновационная форма обучения своей разноуровневостью, дифференциацией и многообразием  форм выполнения работы.

Однако учителю очень сложно работать в классе, когда все работы разного плана, но хочется, чтобы находки и умения разных учащихся зажгли желание сделать работу не хуже у всех присутствующих, чтобы не было равнодушных бездельников на уроке.

Построенные таким образом уроки дают положительные результаты, которые вызывают чувство удовлетворения за проделанный труд и созданные изделия и у учителя и у учащихся.

Творческие работы учащихся, выполненные под моим руководством.

Групповые проектные работы учащихся 9-ых классов, выполненные под руководством Ларисы Александровны Гадян

Проектные работы учащихся 9-ых классов, выполненные под руководством Ларисы Александровны Гадян

Творческие коллекции учащихся, выполненные под руководством Гадян Ларисы Александровны

 

 

 Лариса Александровна Гадян

 учитель  высшей категории черчения, ИЗО и технологии

Республика Казахстан, г. Семей, ГУ «СОШ № 11»