Елена Попова предлагает Вам запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»
Вы хотите запомнить сайт «ШКОЛА ДИЗАЙНА»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ольга Пастухова
ТАТЬЯНА ЛУТОВИНОВА-ПОСТНОВА (КУЗЕЕВА)
ТАТЬЯНА ЛУТОВИНОВА-ПОСТНОВА (КУЗЕЕВА)
Елена Попова
Очень интересно. А, главное, своевременно.
Елена Попова Отделка дверных проемов своими руками. Советы мастера
Людмила Сабурова
я-то знаю про очередь
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
Людмила Сабурова
и чего это я раньше не заглянула, приз охотааа
Людмила Сабурова Форум «Образование Прибайкалья-2014»
uliana karacos
Спасибо!
uliana karacos Дизайн мансарды
Людмила Сабурова
Людмила Пилипцова
Людмила Сабурова

Формирование предпосылок овладения графическим навыком у детей дошкольного возраста.

развернуть

Формирование предпосылок овладения графическим навыком у детей дошкольного возраста.

Автор: Гасс Наталья Александровна

Учитель группы кратковременного пребывания

МКОУ «Кузнецовская СОШ»

 Алтайского края Курьинского района

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированности движений, в том числе мелкой моторики руки. 

Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста- это  несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, незаконченность окостенения запястий и фаланг пальцев, слабое развитие мелких червеобразных мышц руки, несовершенство регуляции движений. Учебные задания, проводимые в группе ,способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма. Каждое занятие по изучению русского языка мы с ребятами начинаем с пальчиковых игр, например: «Пальчики здороваются», «Цепи», «Замок». Пальчиковые игры  условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики:
- 1 группа упражнений - пальчиковые игры без предметов: в игровых упражнениях данной группы особо важное значение имеет игровая мотивация, так как только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками; 
- 2 группа упражнений – пальчиковые игры с использованием атрибутики; 
- 3 группа упражнений – пальчиковые игры с предметами; пальчиковые игры без предмета, с атрибутами, с предметами; работа со штампами: работа с одним штампом, работа с карандашом-штампом.

Для развития мелкой моторики кистей рук ребёнка я организую игры с мелкими игрушками, конструкторами, закручиванием гаек, шурупов, шнуровки, игры с мозаикой. Особый интерес у детей вызывают игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, орехами, семечками, спичками, мятой бумагой. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дети с удовольствием сортируют игровой материал, угадывают с закрытыми глазами, катают между большим и указательным пальцем бусинки, придавливают ее поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения,  перекатывают пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Предлагаю детям выкладывать силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек. Скомкав бумагу и обмотав её ниткой или резинкой мы с детьми получаем мячик для игры, можно таким же образом сделать куклу, снеговика, колобка.

 Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. В начале обучения в работе дети используют фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки  при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.
При выполнении графических упражнений также уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Легкость и дифференцированность четкости штриха, оставляемого карандашом на бумаге, упрощает контроль движений при письме, кроме того, сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручки в работе дети пока не используют.
Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому я стараюсь не торопить детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он может завершить в свободное время. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому я  провожу с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Эти упражнения помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: «Снежинки падают», «Бабочка на лугу», «Муха».

 


Ключевые слова: публикации, Фломастеры
Опубликовала Наталья Гасс , 20.04.2012 в 04:37

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Блог
Современные направления в искусстве: Doodling, Zentangle и Zendoodle
Елена Попова 1 авг 13, 11:32
+9 2
Беседа на первом занятии по оригами «Стаканчик»
Ирина Мозжелина 31 авг 12, 16:32
+25 3