"Давайте поиграем в творческие игры" Юркина Галина Владимировна, воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад "Ромашка" село Новотроицкое

"Давайте поиграем в творческие игры!"

 

 Юркина Галина Владимировна, воспитатель высшей категории

МБДОУ детский сад «Ромашка»

              село Новотроицкое Тукаевского  района Республики Татарстан.                       

 

«Каков ребёнок в игре, таков, во многом, он будет в работе, когда вырастит»    (А.С.Макаренко).                                                                                                                                 

Детство без игры и вне игры ненормально. Отсутствие у ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, социальных навыков, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.                                                                                                                                   

  Если ребёнок не выражает интереса к играм, пассивен или играет примитивно для своего возраста – это серьёзный  сигнал для взрослого: такой ребёнок  требует особого внимания. Этот «особенный» ребёнок, может быть, гений, а,  может   быть, наоборот.                

  Научить ребёнка играть – значит, научить жить, ведь с помощью правильно подобранных  игр возможно решение задач воспитания и обучения детей, т.к. в игре обучение идёт эффективнее, а воспитание – приятнее.                                                                              Знает каждый взрослый, что волшебные слова «Давайте поиграем!» действует на дошкольника самым магическим образом. Так во что же играют мои воспитанники разновозрастной старшей и подготовительной группы?                                                              

В первую очередь, конечно, это творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, строительные, в которых ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал.                                                                                                                  

  Чем же детей дошкольного возраста привлекают сюжетно-ролевые игры? Я думаю,  именно тем, что они сами выбирают тему игры, распределяют и выполняют роли в соответствии с сюжетом игры, а сюжет развивают, как хотят, подбирают необходимые атрибуты. Здесь только важно со стороны взрослых – организация развивающей предметной среды, т.е. богатый выбор атрибутики. Также их привлекает разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр. Это игры, отражающие труд и быт взрослых , такие, как«Диагностический центр», «Почта», «Водители», «Супермаркет», «Салон красоты», «Школа», «Семья», различные путешествия и т.д. Это игры, отражающие события социальной жизни, например, «Перепись населения» или «Выборы».  Это игры, отражающие телепередачи,  например,  «Большие гонки» и, конечно, любимые конкурсы с быками и восторженные крики «Давай, Россия!»                                                                        

Имеют место в моей группе и индивидуальные игры режиссёрского типа, когда ребёнок самостоятельно решает в какую игру будет и с какой игрушкой; продумывает сюжет, как режиссёр; выполняет сам определённую цепочку действий, как            исполнитель,  а в основе сценария – опыт ребёнка. Например, одна девочка, недавно лежавшая с мамой в больнице, долгое время            обыгрывала эту ситуацию в своей режиссёрской игре: она брала куклу, лечила её, кормила и всем говорила: «Тише, тише, мой ребёнок болен!»    Конечно же, мои воспитанники обожают театрализованные игры, которые включают:  действия с кукольными персонажами, где ребёнок «оживляет» куклу и впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её поведение и слова, выражает искренние эмоции и чувства;  действие по ролям; литературную  деятельность (различные диалоги и монологи сказочных героев).                                                                                               

Также дети  сочиняют и обыгрывают в пальчиковом театре сказки, такие, как «Тигрёнок ищет друзей»: «Жил-был на свете маленький тигрёнок. Он был совсем один. И вот однажды он решил пойти по свету и найти себе друзей…» Дальше тигрёнок вступает в диалог с другими персонажами, предлагает им стать другом. Сказочные герои рассказывают о себе, своём образе жизни и т.д.                                                                                             

Этим и интересны детям театрализованные игры, потому что в них создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивированно.                                                             

  Есть в моей группе и любители строительных игр, которые сооружают очень интересные постройки, как по образцу, так и по замыслу и по наблюдению. Для них в группе созданы все условия: достаточное количество строительного материала, его привлекательность, свободное пользование, большое количество мелких деталей, наличие строительного центра.                                                                                                                   

  Дети с оригинальными идеями пользуются у сверстников большой популярностью. Они, как магнит, притягивают в игру других детей, которые и не очень любят строить. В результате, в атмосфере творчества рождаются необычные конструкции, которые затем коллективно обыгрываются. Ребята строят гаражи для автомобилей, мосты, корабли, здания различных конструкций и многое другое.                                                                      

  В заключение хочу сказать: Уважаемые взрослые! Позвольте детям играть, во что им захочется и с кем захочется, так же,  как они играли столетия до этого. Создайте им для творчества все условия. В случае неразвитости игровых навыков у ребёнка, покажите ему,  как играть, играя с ним на равных. Ведь, чем ребёнок больше играет, тем богаче его МИР.