На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ШКОЛА ДИЗАЙНА

817 подписчиков

Формирование экологической культуры подрастающего поколения

Шарипова Римма Анатольевна,


педагог дополнительного образования,  Городской детский эколого-биологический центр, город Казань, Республика Татарстан


 


У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема охраны окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают окружающий мир. Учитывая социально-педагогические и психологические особенности детей, мною разработана и апробирована в течение пяти лет экологическая образовательная программа «Естествознание с основами экологии». Она базируется на трех базовых технологиях: личностно – ориентированной, игровой и проектной, которые обеспечивают комфортные и безопасные условия развития личности учащегося, его самореализацию и социализацию. Программа включает в себя различные формы и методы обучения как традиционные (беседа, рассказ, диспут, чтение экологических сказок),  так  и активные (викторины, конкурсы, ролевые игры, опытническая и исследовательская работа, экскурсии, участие природоохранных мероприятиях, экологическое моделирование и другие).  Занятия носят развивающий характер и строятся на взаимосвязи теории и практики. При работе с детьми учитываются современные проблемы, связанные со здоровьем школьников. Программа учитывает и то, что в объединение приходят дети очень  разные. Мотивация  выбора объединения у всех разная, но цель одна - проявить себя, реализоваться. В моей работе можно выделить условно три этапа для достижения результативности:


1.Формирование интереса к экологии и охране окружающей среды.


 Этап начинается с диагностики способностей, интересов, навыков самоорганизации. Формы диагностики обычные: анкетирование, тестирование. Диагностическая карта ребенка регулярно пополняется новыми сведениями, анализом динамики развития личности. На этом этапе важно найти оптимальные варианты работы с детским коллективом, которые бы сплотили и подружили обучающихся. Это: праздники, чаепития, экскурсии, игры на свежем воздухе.


2.Выявление и развитие творческих способностей обучающихся.


Каждый кружковец может попробовать себя в разнообразных видах деятельности и определиться с будущими интересами, в том числе и профессиональными. Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях экологического содержания. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является опытническая и исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.   На этом этапе важно привлечь учащихся интересной информацией, вызвать стремление к активному поиску. Это развивает логику и мышление учащихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности.


3.Формирование у обучающихся активной жизненной природоохранной и природосозидательной позиции, практической экологической деятельности.


   В основу экологического воспитания должен быть положен принцип деятельности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Экологическое воспитание побуждает учащихся принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Только при условии, что у обучающихся будет богатый опыт личностно- значимой практической природоохранной деятельности, можно быть уверенным в том, что они будут готовы принять активное участие в решении экологических проблем, стремиться самим исправить что-либо вокруг.


Использование всех форм экологического воспитания при ознакомлении с природой способствует интеллектуальному развитию детей, формированию экологического мировоззрения и в конечном итоге экологической культуры подрастающего поколения.


Я уже много лет работаю в системе дополнительного экологического образования. Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой цель: изменить отношение детей к нашей страдалице – Природе. Взрослых трудно перевоспитать, а вот детей можно воспитать экологически грамотными, надо только раскрыть их души, вложить туда доброту и любовь, научить их думать и сопереживать природе.  Только так мы сможем что – то изменить в будущем. Для того чтобы к детям пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо их  научить видеть прекрасное,  когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель, жужжит пчела или заливается соловей. Нужно донести до сознания детей, что мир хрупок и неповторим в своем многообразии и красоте. Мы – часть природы и целиком зависим от нее. Все, что нас окружает, имеет право на жизнь: паучок на ажурной паутине, гусеница на зеленом листе, журавль в синем небе, щука в глубокой реке, старый дуб, переживший столетия.


Я хочу и могу учить детей понимать и уважать законы природы. Но нас педагогов – экологов не так уж и много. Невозможно донести нам до всех того, чего хотелось бы. Но все же, очень надеюсь, что хоть наше малое зерно в помощь природе обязательно даст благодатные всходы.

Картина дня

наверх